Дизельное топливо (устар. соляр, разг. солярка, соляра) — жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе внутреннего сгорания.
Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти.
Название солярка происходит из нем. Solaröl (солнечное масло) - так еще в 1857 году называли более тяжелую фракцию, образующуюся при перегонке нефти. Фракция названа так по желтоватому цвету.
Применение
Основные потребители дизельного топлива — железнодорожный транспорт,
грузовой автотранспорт, водный транспорт, военная техника, сельскохозяйственная
техника, а также в последнее время и легковой дизельный автотранспорт.
Кроме дизельных двигателей, остаточное дизельное топливо (соляровое
масло) зачастую используется в качестве котельного топлива, для
пропитывания кож, в смазочно-охлаждающих средствах и закалочных
жидкостях, при механической и термической обработке металлов.
Основные характеристики топлива:
Различают дистиллятное маловязкое — для быстроходных, и высоковязкое,
остаточное, для тихоходных (тракторных, судовых, стационарных и
др.) двигателей. Дистиллятное состоит из гидроочищенных керосино-газойлевых
фракций прямой перегонки и до 1/5 из газойлей каткрекинга и коксования.
Вязкое топливо для тихоходных двигателей является смесью мазутов
с керосиново-газойлевыми фракциями. Теплота сгорания дизельного
топлива в среднем составляет 42624 кДж/кг (10180 ккал/кг).
Вязкость и содержание воды
Различают так называемое зимнее и летнее дизельное топливо. Основное
отличие в температуре предельной фильтруемости ASTM D 6371 и температурах
помутнения и застывания ASTM D97, ASTM D2500, указанной в стандартах
на это топливо. Производство зимнего топлива обходится дороже, но
без предварительного подогрева невозможно использовать летнее топливо
при ?10 °C, например. Ещё одной проблемой является повышенное содержание
воды в дизельном топливе. Вода отслаивается при хранении дизтоплива
и собирается внизу, так как плотность дизтоплива меньше 1 кг/л.
Водяная пробка в магистрали полностью блокирует работу двигателя.
Требования межгосударственного стандарта ГОСТ 305-82 «Топливо дизельное.
Технические условия» регламентируют кинематическую вязкость при
20 °C для летних сортов в пределах 3,0?6,0 сСт, для зимних сортов
1,8?5,0 сСт, для арктических 1,5?4,0 сСт. Этот стандарт требует
также отсутствия воды во всех марках топлива.
Воспламеняемость
Основной показатель дизельного топлива — это цетановое число (Л-45).
Цетановое число характеризует способность топлива к воспламенению
в камере сгорания и равно объёмному содержанию цетана в смеси с
?-метилнафталином, которое в стандартных условиях ASTM D613 имеет
одинаковую воспламеняемость по сравнению с исследованным топливом.
Температура вспышки, определённая по ASTM D93, для дизельного топлива
должна быть не выше 70 °C. Температура перегонки, определённая по
ASTM D86, для дизельного топлива не должна быть ниже 200 и выше
350 °C.
Содержание серы
В последнее время в рамках борьбы за экологию жёстко нормировано
содержание серы в дизельном топливе. Под серой здесь понимается
содержание сернистых соединений — меркаптанов (R-SH), сульфидов
(R-S-R), дисульфидов (R-S-S-R), тиофенов, тиофанов и др., а не элементарная
сера как таковая; R — углеводородный радикал. Содержание серы в
нефти находится в пределах от 0,15 % (легкие нефти Сибири), 1,5
% (нефть Urals) до 5—7 % (тяжёлые битуминозные нефти); допустимое
содержание в некоторых остаточных топливах — до 3 %, судовом топливе
— до 1 %, а по последним нормативам Европы и штата Калифорния допустимое
содержание серы в дизельном топливе не более 0,001 % (10 ppm). Понижение
содержания серы в ДТ, как правило, приводит к уменьшению его смазывающих
свойств, поэтому для ДТ с ультранизким содержанием серы обязательным
условием является наличие присадок.
Порядковый номер согласно принятой ООН системы: 1202, класс — 3.
Физические свойства
Летнее дизельное топливо: Плотность: не более 860 кг/м?.
Температура вспышки: 62 °C. Температура застывания: ?5 °C. Получается
смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения
углеводородных фракций с температурой выкипания 180—360 градусов
Цельсия. Рост температуры конца выкипания приводит к усиленному
закоксовыванию форсунок и дымности.
Зимнее дизельное топливо: Плотность: не более 840 кг/м?.
Температура вспышки: 40 °C. Температура застывания: ?35 °C. Получается
смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения
углеводородных фракций с температурой выкипания 180—340 °C. Так
же зимнее дизельное топливо получается из летнего дизельного топлива
добавлением депрессорной присадки, которая снижает температуру застывания
топлива, однако слабо меняет температуру предельной фильтруемости.
Кустарным способом в летнее дизельное топливо добавляют до 20 %
керосина ТС-1 или КО, при этом эксплуатационные свойства практически
не меняются.
Арктическое дизельное топливо: Плотность: не более 830
кг/м?. Температура вспышки: 35 °C. Температура застывания: ?50 °C.
Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения
углеводородных фракций с температурой выкипания 180—330 градусов
Цельсия. Пределы кипения арктического топлива примерно соответствуют
пределам выкипания керосиновых фракций, поэтому данное топливо —
по сути утяжеленный керосин. Однако чистый керосин имеет низкое
цетановое число 35-40 и недостаточные смазывающие свойства (сильный
износ ТНВД). Для устранения данных проблем в арктическое топливо
добавляют цетаноповышающие присадки и минеральное моторное масло
для улучшения смазывающих свойств. Более дорогой способ получения
арктического дизельного топлива — депарафинизация летнего дизельного
топлива.
Альтернативы традиционному дизельному топливу
Биодизель
Биодизель — смесь метиловых эфиров жирных кислот, сходная по физическим
и химическим свойствам с дизельной фракцией из нефти. Биодизель
имеет цетановое число не менее 51 (по сравнению с обычным дизельным
топливом 42—45), температуру вспышки более 150 °C, имеет хорошие
смазочные характеристики. Главный недостаток — ограниченный срок
хранения после изготовления — не более 3 месяцев вследствие бактериального
разложения. В то же время данное свойство является одним из главных
преимуществ — в случае утечек биодизельного топлива оно подвергается
полному биологическому распаду без ущерба окружающей среде.
Получается реакцией переэтерификиции жирных кислот, содержащихся в растительных маслах (рапсовое, соевое, пальмовое) и метилового спирта в соотношении 10:1, в присутствии в качестве катализатора метилата натрия. Реакция происходит в процессе смешения масла и спирта в емкости с мешалкой при нормальной температуре 20-25 °C. Побочным продуктом является глицерин, отделяемый далее в отмывочной колонне водой.
Эмульгированное дизельное топливо
Добавление воды в дизельное топливо катастрофично. Для форсунок
с высоким давлением (как у CDI) вода и сера является агрессивным
элементом. При высоком давлении и воде в составе топлива образуется
серная кислота, которая губит прецизионные каналы. Кроме того, при
попадании картерных газов в масло, сера сокращает срок его службы.
Поэтому в инструкциях импортных автомобилей производители пишут,
что срок замены масла в странах бывшего СССР (где ещё продается
соляр с серой в 0,2 %) сокращается вдвое. Кроме того, кислоты сокращают
срок службы катализаторов и сажевых фильтров.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Солярка
Продажа дизельного топлива в Днепропетровске